Жизнь Великих Людей

Кинг, Мартин Лютер

Мартин Лютер Кинг (англ. Martin Luther King; 15.12.1929, Атланта (штат Джорджия, США) — 04.04.1968, Мемфис, (Теннесси, США)) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Мартин стал первым активным деятелем черного движения США и первым ярким борцом за гражданские права черных в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Активно выступал также против колониальной агрессии США, в частности во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, Джеймсом Эрлом Реем.

Кинг, Мартин ЛютерМартин Лютер Кинг-младший, будущий лидер движения негров США за свои права, родился 15 января 1929 года в Атланте, административном центре штата Джорджия, в семье пастора местной баптистской церкви. Несмотря на ущемленное положение чернокожего населения в южных штатах, семья Кинга отнюдь не относилась к самым униженным и обездоленным слоям негритянского общества, напротив, потомственные пасторы, Кинги входили в состав местной своеобразной «афроамериканской» элиты и могли похвастаться довольно крепким средним достатком. Кингу, таким образом, тоже была суждена карьера пастора и соответствующее образование, хотя в ранней юности его иногда посещали и другие мечты: стать, например, врачом. Но семейные традиции оказались сильнее, и первые десятилетия жизни Кинга — это спокойное движение по траектории, предначертанной полученным при рождении социальным статусом. Средняя школа, мужской негритянский колледж в Атланте, затем теологическая семинария в Честере, и, наконец, Бостонский университет. Последний Кинг окончил в 1955 году, защитив диссертацию и получив степень доктора философии. Здесь же, в Бостоне, он встретил свою будущую жену, Коретту Скотт, свадьба с которой была сыграна в июне 1953 года. Американский Север не знал постоянных расовых унижений и сегрегации (целенаправленного разделения «белых» и «цветных» в общественных местах и учреждениях), и молодая семья подумывала о том, чтобы не возвращаться назад, на не слишком гостеприимный Юг. Но — снова сыграли свою роль традиции, семейное влияние, чувство долга, и в июне 1955 года Кинг занял должность пастора баптистской церкви в Монтгомери, в Алабаме.

Нигде в США в то время расизм не проявлял себя столь ярко, как в Монтгомери. Колыбель мятежной южной Конфедерации, город и спустя столетие гордился своим статусом «столицы расизма», постоянно подтверждая его унизительными сегрегационными ограничениями, деятельностью Ку-клукс-клана и систематической травлей черного населения. Кинг приехал в этот город, отнюдь не собираясь устраивать в нем какую-то «черную революцию», а всего лишь вести обычную жизнь обычного баптистского пастора. Но обстоятельства сложились иначе.

1 декабря 1955 года незначительный скандальный эпизод в местном городском автобусе (арест негритянки, отказавшейся уступить свое место белому) оказался началом длинной цепи событий, приведших, в конечном итоге, к падению сегрегационных порядков в Америке. Небольшое происшествие вызвало бурю возмущения у местной негритянской общины, обернувшуюся массовым бойкотом городских автобусов. Лидером комитета протестующих был избран Мартин Лютер Кинг, молодой проповедник, обладавший удивительным ораторским даром и умением буквально воспламенять людей.

Бойкот продолжался 381 день и завершился победой — сегрегация в автобусах была отменена. Успех акции превратил Кинга в лидера начавшегося и быстро набирающего силу массового движения афроамериканцев за свои права и, заодно, в объект бескомпромиссной ненависти расистов. Уже во время бойкота на Кинга постоянно сыпались угрозы, а 30 января 1956 года в его доме была взорвана бомба, и близкие Кинга не пострадали буквально чудом. Перед молодым пастором встал нелегкий выбор: отказаться от борьбы ради своей безопасности и безопасности семьи, или продолжить борьбу в русле избранной им под влиянием Ганди тактики ненасилия. Он выбрал второе.

С этого момента, и вплоть до своей гибели в 1968 году Кинг оставался верным своему выбору. Невзирая на покушения, угрозы, клевету, противодействие ФБР, он вел негритянское движение на штурм новых и новых целей. Не всегда ему сопутствовала удача, так не добилась успеха руководимая Кингом в1961-1962 годах борьба за отмену сегрегации в Олбани. Но он учился и на своих поражениях, и в 1963 году продуманная, хорошо организованная тактика «прямых ненасильственных действий», примененная в Бирмингеме против сегрегации в закусочных, дала свои результаты. Жестокость полиции по отношению к мирным участникам акций протеста в этом городе всколыхнула всю страну, вызвав сотни демонстраций солидарности по всей Америке. В августе 1963 года Кинг возглавил грандиозный марш протеста на Вашингтон, завершившийся на ступенях Белого дома. Правительство США было вынуждено пойти навстречу протестующим: в 1964 году был принят акт о гражданских правах, провозгласивший широкую десегрегацию, а в 1965 приняты дополнительные меры по обеспечению избирательных прав афроамериканцев. Осенью 1964 года заслуги Кинга в области защиты прав чернокожего населения Америки были отмечены Нобелевской премией.

Вместе с тем с середины 60-х гг. негритянское движение, набирая обороты, становилось все более и более радикальным, требуя насильственных действий и перерастая в своеобразный «черный расизм». Кинг видел эту угрозу эскалации насилия и прилагал все силы, чтобы не допустить подобного трагического развития событий. Рос и масштаб задач, которые он ставил перед своим движением: уже не только обеспечение равных прав, но и борьба с бедностью, прекращение войны во Вьетнаме, улучшение положения негров в северных американских городах.

Кинга неоднократно (около 30 раз) заключали в тюрьму, ему угрожали и его пытались шантажировать, он пережил несколько покушений на свою жизнь. 4 апреля 1968 года Мартин Лютер Кинг был застрелен снайпером на пороге своего гостиничного номера в Мемфисе, куда он приехал поддержать забастовку чернокожих мусорщиков. Хотя убийца позднее был пойман, обстоятельства преступления во многом остались невыясненными.