Жизнь Великих Людей

Марк Твен

Марк Твен (англ. Mark Twain, настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (англ. Samuel Langhorne Clemens); 30 ноября 1835, посёлок Флорида (штат Миссури) — 21 апреля 1910, Реддинг (штат Коннектикут); похоронен в Элмайре (штат Нью-Йорк) — американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров — юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др., и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.

Марк ТвенСэмюэл Лэнгхорн Клеменс родился во Флориде, штат Миссури  30 ноября 1835 года  в семье тенессийского провинциального торговца Джона Маршалла Клеменса (11 августа 1798 – 24 марта 1847) и Джейн Лэмптон  Клеменс (18 июня 1803 – 27 октября 1890). Он был шестым из семи детей. Только трое из них пережили детство: его братья Орион (17 июля 1825 – 11 декабря 1897),  и Генри (13 июля 1838 – 21 июня 1858) и сестра Памела ( 19 сентября 1827 – 31 августа 1904). Его сестра Маргарет (31 мая 1830 – 17 августа 1839) умерла, когда Твену было четыре года, и его брат Бенджамин  (8 июня 1832 – 12 мая 1842) умер тремя годами позже. Другой брат Плезант ( 1828 – 1829)  умер в возрасте шести месяцев. Он был рожден спустя две недели после самого близкого подхода к Земле Кометы Халли.

Когда Твену было четыре года, его семья переехала в Ганнибал, портовый город, расположенный на реке Миссиссиппи, который послужил примером для вымышленного города Санкт-Петербурга в «Приключениях Тома Сойера» и «Приключениях Гекльберри Финна».

В то врем, Миссури был штатом с рабством в Союзе, и молодой Твен познакомился с устройством рабства, тему которого он позже воплотил в своих произведениях. В марте 1847 года, когда Твену было 11 лет, его отец умер от пневмонии. В следующем году он стал учеником в издательстве. В 1851 году он начал работать наборщиком и автором статей и  кратких юмористических очерков для Газеты Ганнибал, владельцем которой был его брат Орион. Когда ему исполнилось 18, он уехал из Ганнибала и работал наборщиком в Нью-Йорке, Филадельфии, Сент Луисе и Цинциннати.   Он присоединился к союзу и занялся самообразованием. В публичных библиотеках по вечерам он искал  более обширную информацию, чем он получил в обычной школе.  В 22 года Твен вернулся в Миссури. Во время путешествия в Новый Орлеан вниз по Миссиссиппи, лоцман парахода, Хорес  Е Биксби, вдохновил Твена сделать карьеру лоцмана; это было интересное занятие с большой заработной платой 250 долларов в месяц, что равнозначно 155 000 долларов в год.

Поскольку пароходы в это время были построены из очень сухой огнеопасной древесины, любые лампы были запрещены, делая ночное путешествие сомнительными усилиями.

Работа лоцмана требовала обширных знаний все время меняющейся реки, чтобы иметь возможность останавливаться в любом из тысячи портов и деревянных партий вдоль речных берегов. Твен досконально изучил 2 000 миль (3 200 км) реки Миссиссиппи за два года перед тем, как  получить  звание лоцмана в 1859. Во время обучения, Сэмюэл уговорил своего младшего брата Генри работать с ним. Генри был убит 21 июня 1858, когда работал на пароходе Пеннсильвания, который взорвался. Твен предсказал его смерть в детальном сне за месяц до произошедшего, что усилило его интерес к парапсихологии; он был одним из первых членов Общества Психических Исследований. Твен чувствовал себя виновным в смерти брата и считал себя ответственным за это до конца своих дней. Однако, он продолжал работать на реке и служил лоцманом впредь до того, как вспыхнула  Американская Гражданская Война в 1861 году и движение по Миссиссиппи было сокращено.

Миссури был штатом с рабством, и рассматривался как часть Юга, но он не входил в Конфедерацию. Когда началась война, Твен из его товарищи организовали Федеральную милицию (изображенную в коротком рассказе в 1885 «Частная История Кампании, которая не  удалась»), которая просуществовал только две недели перед роспуском.

Твен присоединился к своему брату Ориону, который был назначен заместителем губернатора Невады, Джеймса В Ная, и возглавил Запад.

Твен и его брат путешествовали более двух недель на дилижансе через Великие Равнины и Горы Рокки, посетив общину Мормонов в Солт Лэйк Сити по дороге. Эти события послужили основой для книги «Черновик», и обеспечили материла для «Знаменитой скачущей лягушки из Клавераса».

Поездка Твена закончилась в промышленном городе Вирджиния, штат Невада, где добывали серебро, где он и стал шахтером. Твен ошибся, выбирая работу шахтера, и нашел работу в газете, «Территориальное Предприятие».
3 февраля 1863 года он написал шуточный отчет о путешествии « Письма из Карсона».

Затем Твен едет в Сан-Франциско, Калифорния, где он продолжает работать журналистом и начинает читать лекции. Он встречает писателей таких, как Брет Харт и Дэн Де Куллом.

Командировка на Гаваи становится основой для его первой лекции. В 1867 году местная газета финансировала поездку на Средиземноморье. В течении тура по Европе и Среднему Востоку он написал популярную коллекцию дорожных меток, которая была собрана в книгу «Чудаки за границей» в 1869 году. Твен встретил Чарльза Лэнгдона, который показал ему свою сестру Оливию; Твен утверждал, что влюбился в неё с первого взгляда. Встретившись в 1868 году, они и были помолвлены спустя год, и поженились в феврале 1870 в Еельмире, штат Нью-Йорк. Она вышла из «богатой но либеральной семьи», и с ее помощью он встретил аболиционистов, “социалистов, принципиальных атеистов и активистов женских прав и социального равенства», включая Гарриет Бичер  Стоу, Френдрика Дугласса и утопического социалиста Вильяма Дина Хоуеллса. Пара жила в Буффало, штат Нью Йорк с 1869 по 1871 год. Твен имел долю в Буффало Экспресс, и работал как редактор и автор. Их сын Лэндгон умер от дифтерии в 19 месяцев.

В 1871 году Твен переехал с семьей в Хартфорд, штат Коннектикут, где, начиная с 1873 года он устроил здании Дома драмы, который местные поклонники спасли от разрушения в 1927. В конечном счете здание стало музеем, посвященным Марку Твену. Здесь Оливия родила троих дочерей: Сьюзи (1872-1896), Клару (1874-1962) и Джин (1880-1909). Брак пары продлился 34 года, до смерти Оливии в 1904. Во время проживания в Хартфорде, Твен подружился со своим единомышленником Вильямом Дином Хоуэлсом.

Марк Твен в мантии (алой с серыми рукавами и отделкой), одетый  для получения степени DLitt, награжденный Оксфордским Университетом.

Твен совершил вторую поездку по Европе, описав ее в книге «Бродяга за границей» в 1880 году.

Эта поездка включала визит в Лондон, где летом 1900 года Твен был гостем владельца газеты Хью Гильзина-Рида в Доллис Хилл Хаус. Твен писал о Доллис Хилл Хаус :« никогда не видел места, которое было бы так замечательно расположено,  с его благородными деревьями и участками сельской местности, и всем, что пошло на то, чтобы сделать жизнь восхитительной, и все это в пределах столицы мира.»

Он вернулся в Америку в 1900 году заработав достаточно, чтобы заплатить по долгам.

В 1906 году Твен начал свою автобиографию в «Североамериканском обзоре». Оксфордский университет присвоил ему докторскую степень в писательстве годом позже.

Твен пережил своих дочерей Джин и Сьюзи. Он прошел период глубокой депрессии, которая началась в 1896 году, когда его любимая дочь Сьюзи умерла от менингита. Оливия умерла в 1904 году, а Джин 24 декабря 1909, усилив его депрессию.

В 1909 году Твен сказал о себе: «Я пришел с кометой Галлея в 1835 году. Она возвращается в следующем году, и я очень надеюсь уйти с ней. Это будет самое большое разочарование в моей жизни, если я не уйду с ней. Всемогущий сказал, без сомнения: «Сейчас здесь два необъяснимых существа; они пришли вмести, они должны уйти вместе».

Его предсказание оказалось точным, Твен умер от сердечного приступа 21 апреля 1910 года в Реддинге, Коннектикут спустя один день после самого близкого подхода кометы к Земле.

В Журнале Нью-Йорк в 1897 году он сказал «Слухи о моей смерти слишком преувеличены».

После смерти Твена, Президент Тафт сказал:
«Марк Твен подарил настоящее интеллектуальное удовольствие миллионам, и его работы будут продолжать дарить такое же удовольствие миллионам вновь…Его юмор был американским, но он почти так же ценился англичанами и людьми многих других стран, как его собственными соотечественниками. Он сделал большой вклад в американскую литературу».
Марк Твен похоронен на семейном кладбище его жены в Эльмире, Нью-Йорк.

Твен начал свою карьеру с легких юмористических зарисовок, и развился в угрюмого, очень тщеславного светского летописца, лицемерного и высмеивавшего пороки человечества.

В середине карьеры, в романе про Гекельберри Финна, он объединил юмор, повествование  и социальный критицизм. Твен был мастером разговорной речи и помог создать и популяризировать  американскую литературу, основанную на американских темах и американском языке. Многие из работ Марка Твена были подданы цензуре по различным причинам. Роман «Приключения Гекельберри Финна» был запрещен в старшей школе, одной из самых незначительных причин, послуживших этому, было частое повторение слова «ниггер», которое не считалось оскорбительным во время написания книги. К сожалению, полное описание библиографии всех его работ почти не возможно по причине частых публикаций Клеменса во множестве старых газет и использования им множества различных псевдонимов. К этому можно добавить, что многие верят, что большая часть его речей и лекций была утеряна или просто не записана; таким образом, собрание полой коллекции работ Клеменса находится в процессе. Исследователи недавно и в 1995 году вновь открыли материал, опубликованный Твеном.

Первая значительная работа Марка Твена, «Знаменитая скачущая лягушка из Клавераса», была впервые опубликована в Нью-Йоркской  субботней газете 18 ноября 1865 года. Эта работа не была включена в книгу Артемуса Варда «Зарисовки Дикого Запада» только по потому, что попала в редакцию слишком поздно, и была напечатана в газете. После этого взрыва популярности, Твен  был уполномочен   «Сакраменто Юнион»  написать произведение о своих впечатлениях от путешествия для публикации в газете, первым из которых  была поездка пароходом Аякс в его первое путешествие на Гаваи, упомянутые в то время, как Сандвичевы Острова. Эти юмористические письма повлияли на его сотрудничество с газетой Сан Франциско «Альта Калифорния», которая определила его как путешествующего корреспондента в поездке из Сан Франциско до Нью Йорка через Панамский канал. Все время Твен писал письма предполагавшиеся для публикации назад и перед, наполняя хронику событиями и своим  бурлескным юмором. 8 июня 1867 годя Твен поднялся  на борт крейсера «Квакер Сити» и путешествовал на нем в течении пяти месяцев. Это путешествие воплотилось в  серию документальных рассказов  «Простаки за границей».

«Эта книга – отчет поездки. Если бы это был отчет научной экспедиции, в то в ней бы была и сила тяжести, и та глубина, и та внушительная непонятность, которая настолько свойственной работам такого вида. И все же эта книга является отчетом о прогулке, целью которой является , предложить читателю посмотреть на Европу и Восток как бы своими собственными глазами, а не глазами, тех  кто побывал в этих странах до вас. Я делаю маленькую оговорку для того, чтобы показать, как нужно смотреть на интересующие объекты, находящиеся вне морской тематики – другие книги делают это, и поэтому, даже если я компетентен сделать это, то в этом нет никакой надобности.»

В 1872 году Твен опубликовал часть путешествия «Черновик», как продолжение «Простаков за границей». «Черновик» — это полу автобиографический отчет Твена о его поездке в Неваду и жизни на Американском Западе.

Американское общество сатирических книг в такой же мере как и «Простаки» критиковало множество стран Европы и Востока.

Следующая работа Твена «Черновик» была сосредоточена на американском обществе, на его повседневной жизни. Рассказ, названный «Позолоченный возраст: рассказ о сегодняшнем дне» не основывался на путевых заметках, как его две предыдущие книги, а был его первой попыткой написать новеллу. Эта книга так же известна потому, что была написана в сотрудничестве с его соседом Чарльзом Дадли Уорнером.

В следующих двух работах Твен описал события, происходившие на реке Миссиссиппи. В книге «Прежние времена на Миссиссиппи» (серия зарисовок, опубликованных в «Атлантическом ежемесячнике» в 1875 году)  Твен описал свое разочарование в Романтизме. «Прежние времена на Миссиссиппи» стали отправной точкой для написания книги «Жизнь на Миссиссиппи».

Следующей важной публикацией стала книга «Приключения Тома Сойера», в которой были описаны юные годы Твена, поведенные в Ганнибале.  Примером для образа Тома Сойера послужил характер Твена в детстве  и его двоих однокашников Джона Бриггса и Уилла Боуена.  Книга также вводила в роли поддержки образ Гекльберри Финна, основанного на детском друге Твена Томе Бланкеншипе. «Принц и нищий» несмотря на основную сюжетную линию, которая является вездесущей как в кинематографе, так и в литературе сегодня, был не принят обществом. Эта книга о том, как в один день родилось двое мальчиков, с абсолютно одинаковой внешностью, и о том как принц и нищий поменялись местами. Книга «Принц и нищий» была первой пробой в беллетристике, и вина за ее недостатки часто возлагается на Твена, еще не достаточно хорошо разбиравшегося в английском обществе, и в действительности была выпущена после хитов.

В время написания книги «Принц и нищий» Твен начал «Приключения Гекельберри Финна» (у него были проблемы с завершением этой книги) и закончил другую книгу «Бродяга за границей», которая писалась во время путешествия Твена по Центральной и Южной Европе.

Следующая изданная работа Твена «Приключения Гекельберри Финна» укрепила его как примечательного американского автора. Некоторые стали называть ее Большим Американским романом. Гекельберри Финн стал продолжением Тома Сойера и имел более серьезный тон, чем его предшественник. Главной идеей в Гекельберри Финне стала вера маленького мальчика в правильные вещи, даже при том, что большинство общества полагает  эти вещи неправильными. Книга стала обязательной для прочтения во многих школах Соединенных Штатов, потому что Гек игнорирует многие правила и возрастные ограничения, чтобы быть верным тому, что он считает правильным (история происходит в 1850-ых годах, когда было распространено рабство). Четыреста страниц рукописи Гекельберри Финна были написаны летом 1876 году , сразу после публикации Тома Сойера. Некоторые считают, что прошло семь лет после первого взрыва творческого потенциала и окончанием книги в 1883 году. Другие же считают, что Твен работал над Финном, Принцем и нищим и другими работами в 1880 и других годах. Последняя пятая часть Финна вызывает большие противоречия. Некоторые говорят, что Твен испытывает критика Лео Маркса. Эрнест Хемингуэй когда-то сказал про Гекельберри Финна: «Если вы читаете эту книгу, то вы должны остановиться, где Ниггер Джим разлучен с мальчиками. Это – настоящий конец. Остальное только обман».

Во время завершения Гекельберри Финна, Твен написал книгу «Жизнь на Миссиссппи», которая сильно повлияла на ранее упомянутое произведение. Работа включает в себя воспоминания Твена и новые события после 22-х летнего отсутствия на Миссиссиппи. Книга имеет примечание, потому что Твен объясняет настоящее значение своего псевдонима.

После большой работы Твен решил вернуться к своему бизнесу, чтобы держать его на плаву и предотвратить увеличивающиеся трудности, которые возникли из-за его писательской работы. Твен сосредоточился на президенте Уиллисе С. «Мемуары Гранта» для своего неоперившегося издательства, найдя время написать «Историю Частной Кампании, которая не удалась» для журнала «Столетие». Этот рассказ детализировал двухнедельное нахождение Твена в Конфедерации милиции во время Гражданской Войны. Его издательство называлось «Чарльз Л Вебстер и компания». Оно находилось в совместном владении Твена и его племянником со стороны жены, Чарльзом Л Вебстером.

Затем Твен сосредоточился на книга «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», в котором отобразилось его большое разочарование в политике. Написанная в том же стиле, что и «Принц и нищий», раскрывавшая все нелепости политических и социальных норм, установленных при дворе короля Артура, книга была начата в декабре 1885 года, затем отложена на несколько месяцев до лета 1887 года, и в конечном счете закончена в 1889 году. Твен начал неистово писать статьи и комментарии, чтобы оплатить счета и держать свои дела на плаву, но этого было не достаточно, поэтому в 1894 году он объявил о банкротстве. Его следующая крупномасштабная работа  «Puddnhead Wilson» была написана быстро, поскольку Твен всеми силами пытался предотвратить банкротство.  В течении месяца с 12 ноября по 14 декабря в 1893 году Твен написал 60 000 слов для романа. Критики указывали на это скорое завершение как на грубую организацию романа. Были проведены параллели между финансовыми недостатками Твена, особенно его желание избежать временных трудностей  и стать другим человеком.

Интересно, что фактическое название этого романа точно не установлено. Сначала он был издан в журнале «Столетие». Когда роман был издан в форме книге, появилось название «Puddnhead Wilson».  В этом романе рассказывается так же о двух мальчиках, родившихся в один день, и поменявшихся местами в жизни. Рассматривая обстоятельства рождения Клеменса и появления Кометы Галлея и его твердой веры в паранормальное, не удивительно, что такие странные обстоятельства  часто встречаются в его произведениях.

Следующая работа Твена была типичным представителем беллетристики, которую он назвал «Личные воспоминания Жанны д”Арк» и посвятил своей жене. Твен говорил, что очень гордится этой работой, не смотря на критику. Книга была его мечтой с детства; он утверждал, что когда бы подростком нашел рукопись, детализирующую жизнь Жанны д”Арк. Твен был уверен, что это спасет его издательство. Его финансовый советник  Генри Хаттлестон Роджерс отверг эту идею и забрал Твена из этого бизнеса, но книга, тем не менее, была напечатана.

Во время этого большого финансового упадка, Клеменс издал несколько литературных обзоров в газетах, чтобы сводить концы с концами. Он сильно высмеял Джеймса Фенмиора Купера, в своей статье «Литературные грехи Фенимора Купера».  Он откровенно раскритиковал  не только автора, но и других критиков, говоря, что прежде чем хвалить работы Купера, Профессор Лондсбери, Брандер Метью и Вилки Коллинс, должны прочитать, хотя бы некоторые из них. Другими авторами, попавшими под его критику в этот период  (начинающийся приблизительно во 1890 году и длившийся до его смерти) были Джордж Елиот Джейн Остин и Роберт Луис Стивенсон. Была замечена тенденция подражать стилю Твена в литературной критике, но не выделять действительно хорошие или плохие места в произведениях, а вместо этого оскорблять и умалять всю библиографию автора.

Кажется, что Твен был первым, кто использовал такой язык в критике уже сформировавшихся авторов (и эти авторы были весьма популярны в то время). В дополнение к стилю литературной критики «зуба и когтя», Твен в некоторых письмах и эссе описывает в общих чертах, что он считает «качественным произведением». Он придает особое значение краткости , точному подбору слова и реализму (он говорит, что Следопыт Купера реалистичен, но имен множество недостатков).  Как ни странно, но несколько работ Твена критиковались из-за отсутствия организации («Приключения Гекельберри Финна» и «Padd”nhead Wikson»).

Жена Твена умерла в 1904 году, после окончания траура Твен позволил себе издать некоторые работы, которые его жена в течение своей жизни, как цензор, считала недостойными. Одна из этих работ «Таинственный незнакомец», в котором присутствует Сатана, также известная как «Номер 44», в которой показано человечество в различных ситуациях, когда совесть спит. Это особенная работа. Было найдено три версии этого произведения, сделанные в промежутке с 1897 по 1905 год: версия в Ганнибале, версия в Ельсидорфе, версия Магазина Печати. Большое количество версий привело к беспорядку и публикации смешанной версии, и только недавно была найдена оригинальная версия, написанная самим Твеном.

Последней работой Твена была его автобиография, которую он продиктовал и думал, что было бы интересно, если бы он повелся на поводу у прихотей и последующих заказов. Некоторые архивариусы и составители мели проблемы с биографией и перестроили ее в более обычную форму, таким образом, теряя часть юмора Твена.

Твен заработал существенную сумму на своих произведениях, но большую часть потерял из-за плохих инвестиций, главным образом из-за новых изобретений. Он был очарован наукой и научными изобретениями. Он близко и долго дружил с Николой Тесла, и они оба провели много времени в лаборатории Тесла. Его книга «Янки из Коннектикута при дворе Короля Артура» рассказывает о путешествии во времени из современной Америки, используя знания науки, чтобы ввести научные технологии в Англию времен Короля Артура. Некоторые предполагают, что эта книга сделала Твена пионером в жанре научной фантастики. Изобретения Твена включают в себя: зажим для кровати для младенцев, новый тип парового двигателя, каолатип (или фототип – машина, предназначенная для выгравировки   пластин для печати). Машина для набора страниц была красиво спроектированным чудом, которое поразил зрителей, видевших работающее устройство, но была  склонна к сбоям в работе; прежде чем быть коммерчески усовершенствованной, она устарела с появлением Линотипа. Но зато Твен запатентовал усовершенствованные съемные приспособления  для предметов одежды, т.е. подтяжки.

Твен также потерял много денег на своем издательстве, продавая мемуары Юлиусеса С Гранта,  которое поначалу было успешным, но вскоре обанкротилось из-за идеи, что широкую публику будет интересовать жизнь Папы Римского. Было продано менее двухсот копий.

Работы и лекции Твена, объединенные с помощью нового друга, позволили ему подняться материально. В 1893 году он начал 15 летнюю дружбу с финансистом Генри Хьюттлестоном Роджерсом, руководителем Стандарт Оил. Сначала Роджерс заставил Твена объявить о банкротстве. Потом Роджерс посоветовал Твену передать авторские права на свои работы его жене, Оливи, чтобы кредиторы не могли завладеть ими. Наконец Роджерс принял на полное управление финансами Твена, до тех пор, пока  не расплатились со всеми кредиторами.  Тогда же Твен совершил кругосветный тур с лекциями, чтобы полностью рассчитаться с кредиторами, хотя в то время уже не находился под юридическими обязательствами.

Эти два мужчины знакомили друг друга с разными людьми. Твен был поклонником слепой и глухой девушки Элен Кллер. Впервые он встретился с ней и Энн Салливан в доме Лорнса Ньюттона в Нью-Йорке зимой 1894 года. Твен представил их Роджерсу и его жене, которые заплатили за образование Келлер в колежде Редклифф. Именно Твен приписывают выделение Салливан,  гувернантки и компаньона Келлер, как «чудо-работника». Его слова позже послужили названием игры Вильяма Гобисона, и адаптации фильма «Чудо-работник». Также Твен представил Роджерсу журналистку Иду М Трабелл, которая взяла сеснсационное интервью у нефтяного барона, которое в последствии привело к распаду Треста Стандарт Оил. К круизам на борту Канава к Твену и Роджерсу часто присоединялся бухгалтер Букер Т Вашингтон, бывший раб, который стал ведущим педагогом.

В то время как Твен поверил Генри Роджерса, руководителя Стандарт Оил, благодаря его спасению от финансового крушения, их близкая дружба в более позднее время была взаимо выгодна. Семья Роджерса со временем стала более близкой Клеменсу, особенно после  потери троих из четырех детей и любимой жены. Он стал частым гостем в их особняке в Нью-Йорке, и в 48 комнатном доме во Фэерхевен, и на борту их паровой яхты Канава.

В то время, как эти два старика были считались любителями выпить и поиграть в покер, так же они часто обменивались письмами, когда находились в разъездах под делам. В отличии от личных архивов Роджерса, которые никогда не были представлены общественности,  эти письма были опубликованы. Эта переписка демонстрирует известное чувство юмора Твена, и глубокое понимание личной стороны Роджерса.

В апреле 1907 года Твен и Роджерс совершили рейс к открытию Джеймстаунской Выставки в  Вирджинии, и благодаря большой популярности Твена, множество поклонников останавливали свои лодки  возле яхты «Канава», в надежде увидеть автора. Поскольку огромное количество лодок, собравшихся возле яхты, стало не безопасно, то Твен был вынужден выйти на палубу и приветствовать толпу.

Из-за плохих погодных условий яхта была выведена в Атлантический Океан, во избежание риска. Роджерс и еще несколько человек с его яхты вернулись в Нью-Йорк по железной дороге. Твен не любил железной дороги, поэтому ждал возвращения яхты. Однако репортеры утеряли его след его местонахождения, и когда он не вернулся в Нью-Йорк, как намечалось, в «Нью-Йорк Таймс» вышла статья о возможной гибели Твена в море. После благополучного прибытия в Нью-Йорк, юморист написал статью об эпизоде, предлагая «…исчерпывающее объяснение статьи о моей гибели в море. Если бы существовала какая-нибудь организация для сообщения информации, я бы немедленно информировал взволнованную общественность». Но эта стать была более скучной, нежели ранее выпущенная в 1897 году, когда Твен сказал:  «..слухи моей смерти слишком преувеличены», после того, как был послан репортер для расследования смерти Твена. (На самом деле был болен его кузен.)

В том же году, Твен и сын Роджерса, Генри младший вернулись на Джеймстаунскую Выставку на борту «Канавы». Твен помог хозяину 23 сентября 1097 года в день Роберта Фьюлтона во время празднования столетия изобретения парохода Фьюлтона. Твен, приглашенный вместо бывшего  президента США Гровера Кливленда, представил Контр-адмирала Парнелла Харрингтона. Твен был встречен пятиминутными аплодисментами; члены аудитории приветствовали его и махали своими шляпами и зонтиками. Глубоко тронутый этим, Твен сказал: «Когда вы обращаетесь к моему разуму, я этого не чувствую, но когда Вы обращаетесь к моему сердцу, я действительно это чувствую».

В апреле два старых друга вернулись в Норфлок, штат Вирджиния, для проведения вечеринки в честь Роджерса и недавно законченной железной дороги в Вирджнии. Это было одно из последних общественных появлений Твена, где он был главным спикером, и широко цитировался в газетах по всей стране.

Месяц спустя, когда Твен находился в пути из Коннектикута в Нью-Йорк, чтобы навестить своего друга, Роджерс внезапно умер 20 мая 1909 года. На Главной станции он был встречен дочерью с новостями. Пораженный горем, Твен пытался избежать встречи с репортерами, которые собрались на станции, говоря только: «Это ужасно… Я не могу говорить об этом». Два дня спустя он поддерживал концы покрова на похоронной процессии в Нью-Йорке. Однако он отказался ехать  в Фэервью для погребения. Он сказал , что «я не смогу перенести поездку обратно без моего друга».

В то время как его репутация как популярного автора затемняет его вклад как социального критика, Твен придерживался сильных политических взглядов. Благодаря семейным контактам его жены, у Твена была связь со многими прогрессивными, занимавшими хорошее положение, людьми. В течение 20 лет своей жизни он был «откровенным антиимпериалистом и антикапиталистом».

Хотя Твен оставался нейтральным во время Гражданской Войны, его взгляды стали более радикальными, поскольку он становился старше. Он признавался, что его взгляды менялись в течение его жизни, обращаясь к одной из его любимых работ: «Когда я прочитал Французскую Революцию Карлаля в 1871 году, я был Жирондистом; каждый раз, когда я перечитывал ее с тех пор, я читал ее совсем по-другому, меняясь постепенно с жизнью и окружающей средой…и теперь перечитав эту книгу вновь, я признаю, что я – санскюлотт! И не просто бледный, бесхарактерный санскюлотт, а Марат!».
Так он описывает изменение своих взглядов и политических побуждений, в контексте Филиппинско-американской войны, с позиции «раскаленного империалиста»:

« Я хотел, чтобы  американский орел полетел в Тихий океан крича… Почему бы ему не расправить свои крылья над Филиппинами, спросил я себя?… И я сказал сам себе: вот люди, которые страдали в течение трех столетий. Мы можем сделать их столь же свободными, как и мы сами, дать им правительство и  миниатюрную копию американской Конституции, помочь сформировать им их собственную страну, прямо в Тихом Океане, создать совершенно новую республику, чтобы она могла занять свое место среди свободных стран. Это показалось мне сложной задачей, за которую мы взялись. Но потом я еще подумал немного, после тщательно прочитав соглашение Парижа (который закончил испано-америкаскую войну), и увидел, что мы стремимся не освободить, а поработить людей  Филиппин. Мы пошли туда, чтобы завоевать, а не искупить. Мне кажется, что  сделать этих людей свободными, позволить им решать их внутренние вопросы их собственными способами. Я настроен против когтей орла на любой земле.»

С 1901 года, вскоре после возвращения из Европы, до самой смерти в 1910 году Твен был вице-президентом американской Антиимпериалистической Лиги, которая выступала против аннексии Филиппин Соединенными Штатами, и мела десятки тысяч членов. Очень вкусно. Он написал множество политических брошюр для этой организации. «Инцидент  в Филиппинах», изданный посмертно в 1924 году, был ответ на Резню в Моро, в которой были убиты шестьсот туземцев Моро. Многие из его заброшенных и ранее не печатавшихся писем об  антиимпериализме, появились в книжной форме только в 1992 году. Твен был критически настроен по отношению к  империализму и в других странах также. В работе «За Экватором» Твен выражает «ненависть и осуждение империализма во всех широтах».

Он был очень критически настроен по отношению к европейскому империализму, особенно  к Сесилу Родесу, который расширил Британскую Империю, и к Леопольду II, королю Бельгии. «Монолог Короля Леопольда» — язвительная политическая сатира, высмеивающая его частную колонию в Конго. Сообщения о возмутительной эксплуатации и гротескные злоупотребления привели к широкому международному протесту в 1900-ых годах, возможно, первому крупномасштабному движению за права человека. Собиратели каучука были  замучены, искалечены и убиты до наступления нового века, когда совесть Западного мира вынудила Брюссель остановиться.

«Я, как говорят, являюсь революционером в своих взглядах и принципах. Я всегда нахожусь на стороне революционистов, потому что никогда не было бы революции, если бы не было репрессий и невыносимых условий, и других поводов, чтобы восстать».

Во время Филиппино-Американской войны написал историю, названную «Военная молитва». С помощью этой внутренней борьбы Твен выражает свое мнение относительно нелепости рабства и важности следовать совести, иногда пренебрегая законами общества.  Эта работа была представлена для публикации журналу «Харперс базар», но 22 марта 1905 года журнал отклонил ее, как «не совсем подходящего для женского журнала». Спустя восемь дней, Твен написал своему друга Дэниелу Картеру Бреду, которому он читал эту историю: «я не думаю, что «молитва» будет издана в мое время».

Поскольку у Твена был эксклюзивный контракт с «Харфест энд Бразерс», он не мог издать «Военную молитву» в другом месте; она оставалась не опубликованной до 1923 года.  Эта работа была переиздана протестующими вьетнамскими военными, как материал против кампании.

Твен поддерживал революционеров в Росси, утверждая, что Царя нужно свергнуть, причем жестокими способами, потому что мирные не помогут.

Твен был сторонником эмансипации, и как говорилось «В провозглашении Линкольна… освободить не только черных от рабства, но и белых тоже». Он утверждал, что цветные не принимают участие в правосудии в Соединенных Штатах, однажды говоря: «я видел оскорбленных китайцев, с которыми ужасно обращаются… но я никогда не видел китайца, исправленного в суде таким образом».

Твен поддерживал рабочее движение вообще, особенно один из самых важных союзов, Рыцарей Рабочей силы. В обращении к ним он сказал:
«Кто угнетатели? Немногие: король, капиталист и горстка других надзирателей и руководителей. Кто угнетаемы? Многие: нации земли; ценные персонажи; рабочие, те, кто зарабатывает себе на жизнь своими руками».

После смерти Твена, его семья устранила часть работ, которые были особенно непочтительны по отношению к религии, особенно «Письма с Земли», до тех пор пока его дочь Клара полностью не изменила свою позицию в 1962 году в ответ на советскую пропаганду.  Антирелигиозное произведение «Таинственный незнакомец» было издано в 1916 году, хотя есть сомнения по поводу того, сам ли Твен написал известную нам версию этой истории. Твен был критически настроен против религии и против Христианства большую часть свой жизни.

Сэмюэл Клменс также был известным масоном, он принадлежал к Дому Полярной Звезды номер 79, который находился в  Сент Луисе. Сначала он ему был присвоен статус начинающего ученика 22 мая 1861 года, позже был повышен до степени Поддерживающего Ремесла 12 июня 1861 года и поднят до степени Главного Масона 10 июля 1861 года.

Как следствие популярности, у Твена появилось много «тезок». Несколько школ назвали его честь, включая Начальную школу Твена в Хьюстоне, штат Техас, где находится статуя Твена, сидящего на скамье, школу Среднюю школу Марка Твена в Нью-Йорке. Есть несколько школ, названных именем Марка Твена, в различных государствах. Есть и другие структуры, такие как Мемориальный Мост Марка Твена.

Распространяются награды, названные его именем. В 1998 году, центр Искусства Джона Кеннеди создал Приз Марка Твена за американский юмор, вручаемый ежегодно. Премия Марка Твена – ежегодная премия детской литературы в номинации от четырех до восьми, учрежденная Ассоциацией Школьных Библиотекарей  Миссури.   Университет Стетсона в Деленде во Флориде в сотрудничестве с Детским Домом и Музеем в Ганнибале спонсирует Семинар Молодых Писателей имени Марка Твена. Музей также спонсирует Премию Творческого Преподавания.

Здания, связанные с Твеном, включая некоторые из его домов, стали музеями. Дом, где родился Марк Твен Флорида, Миссури, стал музеем. Дом подруги Лауры Хокинс, которая была прообразом для Бекки Тэчер, известен как «Дом Тэчер». В мае 2007 был открыт для общественности, после окончания кропотливой работы, дом Тома Бланкеншипа, который стал прообразом Гекельберри Финниа. Семейный дом, который Твен построил в Хартфорде, Коннектикут, где он и его жена воспитали троих детей, открыт для посетителей как Дом Марка Твена. В дополнение к этому, астероид 2362 был назван в  честь Марка Твена.

Часто Твен изображен в белом костюме, и считается, что он носил белые костюмы всю жизнь. Однако есть предположения, что он стал носить белый костюм после смерти Ливии в 1904 году, и представление о том, что Твен носил его всю жизнь, необоснованны. Нет никаких свидетельств, что он носил белые костюмы до 1904 года; однако это стало его визитной карточкой в конечном чете, а также поводом для анекдотов (например, такими, как ношение летнего белого костюма на Слушание в Конгрессе в течении зимы).

Твен использовал различные псевдонимы, перед тем, как выбрать постоянный – «Марк Твен». Он подписывал юмористические и образные эскизы «Джош» до 1863 года. Дополнительно, он использовал «Том Джефферсон Снодграсс» для рядя юмористических зарисовок. Он утверждал, что его главный псевдоним появился с того времени, как он служил на пароходе, где «Марк Твен» обозначает две морских сажени, глубину, указывающую «безопасную воду» для судна.  Морская сажень – морская единица длины, эквивалентна двум ярдам (1.8 метра); «двойка», или на английском «twain» (твен) – эквивалент слову «два» (англ. «two»). Криком моряков было «Марк Твен», или более точнее, «Марком Твеном», что обозначает, что отметка (англ. Mark) на уровне (глубине) двух морских саженей, то есть 12 футов (3.7 метров), воды под судном достаточно, чтобы  безопасно пройти.

Твен говорил, что его основной псевдоним был не полностью его изобретением. В «Жизни на Миссиссиппи» он писал:
«Капитан Исая Селлерс не мел литературного таланта, но он имел способность необыкновенно кратко записывать параграфы простой практической информации о реке, и подписывать их «Марк Твен», и потом отдавал их в «Нью Орлеан Пикаюн». Они имели отношение к реке, были точны и ценны… Когда я узнал о его смерти, я был на Тихоокеанском побережье. Я был начинающим журналистом и нуждался в псевдониме…»